Чтобы понимать как работает ваджра нужно понять принцип работы колокола.
«…Один из колоколов мы поместили в
специальную камеру, — рассказывает Борис Нюнин, — определили по 126 точкам спектр его звучания, диаграмму направленности звука и создали математическую модель. Оказалось, что звук колокола деформируется и расходится в пространстве крестообразно, словно осеняет крестным знамением ту часть мира, которую озвучивает. Этот объемный звуковой «крест» смоделированный на компьютере, производит сильнейшее впечатление… Нас это поразило…."
Устройство типичного колокола.
Звучащий крест колокола можно смоделировать на акустических системах стоячих волн. Рассмотрим п-мерность объемности акустики стоячих вол, в рамках которых ( 2, и 3 размерности) можно объяснить двумерность звучания колокола, как звучащего креста.
1. Одномерные акустические системы стоячих волн.
Стоячая звуковая волна образуется парой динамических головок, направленных друг к другу и включенных синфазно, т.е. мембраны колеблются друг к другу. При подаче звукового сигнала, с длиной волны равной расстоянию ( L ) между динамическими головками, образуется иерархия пучностей и разрежений вокруг виртуального центра ( L : 2 ) между динамиками.,единичного сферического объема, по линии равнообъемных сферических концентрических слоев. Впервые, эту закономерность экспериментально установил Б.В.Гладков и зарегистрировал в виде авторского свидетельства в 1981 г., акустику стоячих волн в 1980 г., причем, расстояние между парами динамических головок, подчинялось закономерностям натурального музыкального звукоряда. (авт свидетельство Б. В. Гладкова ( в соавт. С Б. А. Адаменко, В. П. Григорьев, О.Ф.Демидов). с которыми я работал с 1981 по 1991 г..)
В результате.: по оси, перпендикулярно мембране возникает одномерное сферическое объемное акустическое поле.
Принципиальная схема расположения динамических головок стоячих волн в одномерной сферической стоячей акустической волне
Для стоячих волн храктерно закручивание сферического поля , причем двойное и встречное, асимметрично направленное.
Иллюстрировать эту закономерность избегая сложного математического объяснения можно парами стоячих волн, образующих галактики .
В колоколе, как сложной иерархической системы стоячих акустических волн эта простая закономерность присутствует: «…Во время звучания,- пишет музыкант-акустик Н.А.Гарбузов,- в колоколах замечено медленное вращение узловых линий; это вызывает слышимый нами эффект биений и периодических изменений тембра звука. Кроме того, восприятие звука колокола еще осложняется возникновением сильных разностных комбинационных тонов между его частичными тонами». ( 76. с.10-11). сб « Музыка колоколов» Сб. исследований и материалов. СПб. 1999 г.).
Дело в том, что медленное вращение узловых линий лежит в основе динамики стоячих волн, причем в каждой паре динамических головок в противоположные стороны, взаимозакручиваясь, но сохраняя общий асимметричный характер.
1 уровень стоячей волны по кольцевой оси удара языка о звуковое кольцо, кромку колокола.
2. уровень стоячей волны по кольцевой в талии.средней, боковой части колокола.
Стоячая волна талии колокола находится в противофазе к стоячей волне звукового кольца, кромки колокола.
3. уровень стоячей волны от головы, «днища» колокола которое звучит синфазно с со стоячей волной звукового кольца, кромки колокола и находится в противофазе к талии, средней части колокола.
Фазность акустической стоячей волны меняется по переходе от одной частоты, (или ,то же самое, длинны волны) исходного биения колокола к другой. Хотя, на самом деле, при переходе узкополостного шумового сигнала, формируется иерархии фликкер шумов определяемых от группы основных тонов, задаваемых, размерами стенки колокола, т.е. определенной стоячей волной, к другому узкополостному шумовому сигналу.
Т.е. меняется длина волны и меняется фаза, Вернее, переход от одной длине волны к другой длине волны происходит через изменение фазы. В колоколе таких основных переходов 3, но в целом минимум 10-12, и более мелкими фазовыми переходами.
Шатов А. И. описывает такие особенности звучания колокола: «В первый момент (момент удара) слышно очень большое количество (десять и более) тонов, составляющих общий звук колокола. Но уже через небольшой промежуток времени (величина его зависит от веса колокола) остаются слышимыми всего несколько тонов, как правило, три. Они и определяют продолжительность звучания колокола.
Самый низкий тон образуется за счет колебаний, вызванных изменением формы нижней части колокола от круговой к эллиптической в двух взаимоперпендикулярных направлениях, то есть в плоскости качания языка и плоскости ей перпендикулярной.
Если представить колокол, рассеченный этими плоскостями, то линии пересечения будут представлять четыре меридиана, которые являются линиями максимума излучения колокола..
Тон колокола на октаву выше (частота колебаний в два раза больше) образуется точно так же, только за счет колебаний верхней, близкой к цилиндрической, части колокола. Таким образом, колеблющийся колокол представляет собой как бы звучащий крест. Отсюда, очевидно, вытекает условие, определяющее положение колокола на звоннице. Вот это условие: плоскость качания языка и плоскость ей перпендикулярная должны проходить через открытые проемы колокольни. »